26 Июня 2018
Руководство к «митингующим» – Пленум Верховного суда разъяснил правила проведения митингов в России

26 июня Пленум Верховного суда утвердил разъяснения, уточняющие порядок проведения митингов. Толчком этому послужило поручение Владимира Путина, вышедшее еще в декабре 2017 года, по итогам заседания Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Однако сам закон, который разъясняли, появился еще раньше, чем поручение, в 2004 году.

Ранее было множество отказов в проведении митингов под очень сомнительными предлогами. Однако больше завуалированные отговорки действовать не будут, и придется доказывать реальные основания невозможности проведения митинга в каком-либо месте. Таким образом, согласно новому документу власти могут отказать лишь в двух случаях – это невозможность лицу, которое подало уведомление на митинг, являться организатором, и второе – если мероприятие будет проводиться в месте, где публичные мероприятия запрещаются. А если место не приспособлено для митинга, должны быть предоставлены соответствующие объяснения невозможности проведения публичного мероприятия.

Отказы такого рода, как «неудобство проведения мероприятия» или «неудобство другим гражданам» теперь не принимаются. Однако заминка властей более чем на три дня дает возможность организатору расценивать публичное мероприятие как согласованное. Исключение из этих правил может быть только уклонение от получения извещения от властей.

Право на мирные собрания стало цениться больше

Пленум признал, что проведение публичных мероприятий имеет приоритет над ярмарками и другими культурно-массовыми мероприятиями. Есть уточнение – власти сами создают места для проведения публичных мероприятий, предоставляя возможность «беспрепятственно реализовывать гражданам и их объединениям право на свободу мирных собраний».

Культурно-массовое мероприятие может быть важнее митинга, если заявка на него была подана раньше, чем на митинг. Если на одно место претендуют два митинга принцип очередности так же сохраняется.

Однозначно отказать в проведении митинга в энном месте могут лишь, если будущее мероприятие может помешать бесперебойной работе жизненно важных объектов инфраструктуры и связи (например, аварийный ремонт сетей), общественному порядку и безопасности граждан (в том числе угрозы обрушения зданий, давка), создать помехи доступа граждан к жилью, угрозы ДТП, если даже дополнительные меры не могут это устранить.

Встречают по одежке… - как одеться на митинг, чтобы не привлечь к себе внимания?

Воспрепятствованием к проведению митинга может быть громкий крик, который будет мешать доводить до других мнение митингующих, а также поломка средств наглядной агитации может послужить для ведущего столь амбициозную борьбу с митингом привлечением к административной ответственности.

Закрытое лицо шарфом или другим предметом может помешать установлению личности и может расцениваться как административное правонарушение.

Если на митинге «слишком много людей», больше, чем в заявленной численности участников, и, если организатор не предпринял никаких действий по обеспечению дополнительной безопасности, это может расцениваться как угроза общественной безопасности. Организатор подвергнется административной ответственности.

Также административная ответственность за несогласованное проведение публичных мероприятий может наступить, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, "с достаточной очевидностью" объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Однако власти это должны доказать в суде.

Однозначно негативно суд отнесся к предложению о том, что участие в митинге – это уголовно наказуемое деяние. Пленум Высшего суда указал, что административное наказание должно быть справедливым и соразмерным с нарушением.

После принятия постановления, скорее всего, станет возможным более свободное проведение митингов в РФ. Большое количество дел, переданные в суды, были впоследствии переведены в ЕСПЧ, что очень негативно сказывалось на «авторитете России» среди цивилизованных стран в вопросе свободы собраний, а также выражения мнений.

Текст: Иван Клепиков


comments powered by HyperComments
2 Июля 2018

Создание научного центра и «западный дрейф» в Прибайкалье: мнение Сергея Сокола

2 июля Клуб Публичной Политики провел встречу с бывшим вице-губернатором Иркутской области Сергеем Соколом. В ходе обсуждения гость мероприя...
31 Мая 2018

Дебаты закончились: впереди выборы

27 мая закончились дебаты участников праймериз «Единой России», которые начались 15 мая. Всего было организовано 76 дебат-площадок, из кото...