Фото: Анна Исакова / duma.gov.ru
Фото: Анна Исакова / duma.gov.ru
6 Декабря 2017
Новый бюджет на 2018 год: развитие или стагнация? Мнение депутатов ГД

На прошлой неделе, 24 ноября, Государственная дума завершила рассмотрение трехлетнего бюджета нашей страны на 2018 год и плановый период в 2019-2020 г.г. За принятие бюджета выступили 341 депутат, против – 61.

Но будет ли новый бюджет способствовать развитию страны и региона? Сможет ли он обеспечить условия для роста экономики и восстановлению реальных доходов россиян? На этот счёт мнения депутатов ГосДумы разделились.

Фракция партии «Единая Россия» в своём большинстве, а это 299 голосов, проголосовала за принятие закона.

Основной приоритет расходов нового бюджета остался за выполнением социальных обязательств государства. В расходной части прописаны социальные выплаты на уровень инфляции с 1 февраля 2018 года, индексация страховых и социальных пенсий, «военных» пенсий, ежегодное повышение оплаты труда «бюджетников» на прогнозный уровень инфляции– 4,0%.


Нововведением стали:

  • ежегодная индексация с 1 сентября стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов на уровень инфляции предшествующего года в 2018-2020 годах на 4,0%.

  • увеличение (или сохранение на уровне 2017 года) финансирования государственных программ фракции Единая Россия «Развитие здравоохранения», « Развитие образования», «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков с/х продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года».

Парламентарий от Иркутской области Сергей Тен положительно оценил факт увеличения финансирования программ им проектов «Единой России».

«На реализацию указов Президента РФ от 07.05.12 будет направлено в 2018 году – 771,8 млрд. руб., в 2019 году – 735,3 млрд. руб., в 2020 году – 713,6 млрд. руб. То есть, это повышение оплаты труда работников образования, культуры, научных сотрудников, социальных и медицинских работников. В 2018 г. размер материнского капитала составит 453 026 рублей, таким образом, он сохранится на уровне 2017 года. Межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности увеличиваются с 16,295 млрд рублей до 21 295 млрд рублей, на приоритетный федеральный проект «Безопасные и качественные дороги» с 31, 25 млрд. рублей до 36,25 млрд рублей. Средства планируется направить на 38 агломераций, куда входит и Иркутская область. При этом дополнительные доходы по итогам 1 квартала 2018 года фракция «Единой России» в Государственной Думе будет рекомендовать перераспределить, в том числе, на увеличение средств регионам на дороги, а также в виде субсидий на завершение строительства школ в ряде субъектов» - отметил депутат Сергей Тен.


Своим комментарием относительно принятия бюджета и итогов прошедшего года поделился депутат Государственной Думы, член фракции «Единая Россия» Андрей Чернышев.

«Этот год стал для нас очень важным и был ориентирован на выполнение главной задачи – реализацию предвыборной программы партии и исполнение наказов избирателей.

Прежде всего, хочу отметить успешную реализацию в Иркутской области пилотного партпроекта – «Городская среда», который рассчитан на 5 лет. До конца этого года только в нашем регионе будет благоустроено почти 300 дворов и 37 общественных пространств в 13-ти муниципалитетах. На эти цели в федеральном бюджете для Иркутской области предоставлена субсидия в размере 670 млн. рублей, из которых 129 млн. рублей направлены Братску. Также нам удалось добиться увеличения общего финансирования этого проекта с 20 до 25 млрд. рублей ежегодно.

Прорывом в сфере культуры в этом году стали проекты «Местный Дом культуры» и «Театры малых городов». В Приангарье четыре театра из Братска, Усть-Илимска и Черемхово стали участниками этой программы. Работа проделана колоссальная. Приобретено новое звуковое и световое оборудование, поставлены премьерные спектакли, которые проходят с аншлагами.

Участниками проекта «Местный Дом культуры» в этом году стали 47 сельских клубов из 25 муниципальных образований Приангарья. Удалось обновить материально-техническую базу в сельских клубах. Наши культурные центры в буквальном смысле слова переживают «второе рождение». В 2018 году в Иркутскую область на эти цели из федерального бюджета будет направлено более 30 млн. рублей» - рассказал Андрей Чернышев.


Однако у некоторых депутатов новый бюджет вызвал немало сомнений - с одной стороны, общий планируемый объем доходов по сравнению с 2017 годов вырос с 13,5 трлн. рублей до 15,2 трлн. Но рост расходов значительно меньше: с 16,2 трлн до 16,5 трлн. Благодаря этому, дефицит сократился с 2,7 трлн до 1,27 трлн рублей. При этом если доходы на 2018 году в трехлетнем бюджете планировались в размере 14 трлн. рублей, в 2019 – почти 15 трлн., то в бюджете на 2018 год мы видим 15,2 трлн а на 2019 год заложены 15,5 трлн. Но проблема в том, что превышение доходов в 2017 году над плановыми, было обеспечено не ростом экономики, а повышением цен на нефть. Однако стоит понимать, что цены на нефть не зависят от решений правительства России. В следующем году они могут вырасти, а могут упасть. В итоге получается, что бюджет принимался исходя из надежд на рост цены на нефть, а не на экономический рост.


Член фракции КПРФ Михаил Щапов, который проголосовал против принятия закона, имеет весьма противоречивое мнение основной повестке относительно принятия бюджета. Стоит отметить, что 40 из 42 представителей этой партии в ГосДуме проголосовали «против».

«К сожалению, федеральный бюджет на 2018 год нельзя назвать ни бюджетом развития, ни бюджетом сохранения социальной стабильности. Говорить о развитии вообще не приходится. В качестве базового сценария для бюджета берется прогноз экономического роста в 2% при среднемировых показателях в 3%. Выходит, что нам предлагается называть развитием темпы ниже мировых и ниже большинства развитых стран. Это не развитие, а стагнация. Совершенно справедливо в своем докладе Счетная палата России отметила, что заниженный прогноз по росту экономики позволяет правительству не предпринимать никаких решительных мер, направленных на экономический рост.

В бюджете практически нет решений, направленных на быстрое развитие. Вложения в национальную экономику номинально растут с 2,07 трлн рублей до 2,4 трлн. Но по отношению к объему ВВП они устойчиво сокращаются: если в 2017 году их доля составляла 2,8%, то в 2018 это будет уже 2,5%, а в 2019 – 2,3% и в 2020 году – 2,2 процента. В общем объеме расходов федерального бюджета доля раздела «Национальная экономика» также уменьшится по сравнению с 2017 годом с 15,2 до 14,5% в 2018 и 2019.

Но также в законе нет мер и по долгосрочному развитию страны. В бюджете на 2018 год мы видим сокращение ассигнований на образование на 100 млрд рублей (это почти 20%), на здравоохранение – более чем на 60 млрд рублей по сравнению с 2017 годом. Это значит, что если вдруг не случится чудо и нефть не вырастет до 100 долларов за баррель, то мы так и будем прозябать на уровнях 1-2% роста ВВП в год. Таким образом зарплаты бюджетников индексировать будет все сложнее и сложнее. Уже сейчас регионы не справляются с этой задачей, и федеральный бюджет регулярно вынужден помогать отстающим. Для всех остальных работников такой показатель роста значит, что их доходы не только не будут расти, но и съедаться инфляцией» - поделился своим мнением Михаил Щапов.


Для выхода из данной ситуации депутат считает необходимым осуществлять меры, которые будут направленны на рост экономики.

«Нужно вкладывать деньги в реальный сектор экономики - в производство, сельское хозяйство – а не спасать банки, вроде «Открытия», которые тратили средства из пенсионных фондов на строительные проекты и скупку бизнес-центров. Нужно активнее снижать ставку рефинансирования, чтобы дать реальному сектору доступ к кредитным ресурсам. В прошлом году у нас разорилось 700 тысяч компаний – это рекорд с 2010 года. Из них огромное количество просто не справились с кредитной нагрузкой: просрочка по кредитам на 1 января 2016 года выросла на 50% и составила 1,7 трлн рублей. Мы каждый день теряем по 2000 компаний, а в это время Центробанк рассуждает: снизить ли ему ставку нынешних 8,25% через год-другой до 7 или 6%? Да, часть юрлиц – фирмы-однодневки, но остальные – это работающие предприятия: сотрудники, их доходы, их семьи, будущее их детей. К сожалению, наше федеральное правительство пока не в состоянии справиться с этими проблемами - нет решительности и политической воли» – заявил Михаил Щапов.


comments powered by HyperComments
8 Декабря 2017

Каждый четвертый россиян хотя бы раз давал взятку должностному лицу

Об этом сообщил в интервью ТАСС начальник управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции А...
6 Декабря 2017

Аргучинцева не согласовали на должность исполняющего обязанности ректора ИГУ

Сегодня, 6 декабря в зале учёного совета ИГУ чиновник Министерства образования и науки РФ представил исполняющего обязанности ректора Иркутс...