Фото: Алексей Шеньшаков / КПП
Фото: Алексей Шеньшаков / КПП
14 Апреля 2017
Алексей Савельев: Я себя политиком не считаю

Интервью с депутатом Думы города Иркутска Алексеем Савельевым

Дума города Иркутска – место, где решаются хозяйственные проблемы областного центра и разрабатывается стратегия его развития. Депутат местного парламента Алексей Савельев рассказал «Клубу Публичной Политики» о своей работе, о транспортных, дорожных и градостроительных проблемах столицы Восточной Сибири.


— Алексея Вячеславович, добрый день! Начнем наше интервью с вашей избирательной кампании в Думу города Иркутска 2014 года. В предвыборной кампании вы одержали победу над Антоном Красноштановым. Как вам это удалось?

— Основная причина моей победы заключается в том, что я избирался второй раз. В предыдущем созыве мы неплохо поработали вместе с активными жителями округа. Я уже мог представить гражданам плоды своих трудов. С одной стороны, это накладывало на меня дополнительную ответственность: избирателям нужно было показать, что я не зря свой первый срок отработал. С другой стороны, мне вместе жителями округа нужно было продолжить решать те вопросы, над которыми мы трудились во время предыдущего созыва Думы.


— Фактор «Красноштановых» на выборах создавал вам дополнительные трудности на пути к избранию?

— Фамилия «Красноштанов» в Ленинском округе очень известна. Представители этой семьи, участвуя выборах, заставляют своих оппонентов быть «в тонусе». Очень развита работа с избирателями через благотворительный фонд, сильны позиции Алексея Красноштанова и Антона Красноштанова. Сила семьи будет только укрепляться, что подстегивает оппонентов быть «в тонусе», поэтому необходимо более плотно взаимодействовать с населением. Стоит проводить больше встреч с избирателями, чтобы донести им свою позицию, свою стратегию. Конечно, этот фактор накладывает свой отпечаток на предвыборную борьбу.


— Что ещё кроме опыта позволило вам одержать победу?

— Я представляю Иркутский авиационный завод, а его позиции традиционно достаточно сильны на территории второго Иркутска. Многие ещё с советских времен связывают какие-либо процессы, которые протекают в моем округе, именно с «ИАЗ».


Интервью с депутатом Думы города Иркутска Алексеем Савельевым


— В продолжение темы выборов 2014 года затронем проблему политической активности граждан. Традиционно для Иркутска и Иркутской области характерна низкая явка избирателей. В чем причина низкой политической активности граждан?

— Ситуация крайне тревожная, по крайней мере, для меня. На довыборах в Заксобрание по третьему избирательному округу явка вообще составила 11%. Не лучше ситуация обстояла в прошлом году на праймериз «Единой России» или на выборах в Госдуму. Я это связываю с несколькими факторами. Во-первых, с низкой жизненной активностью граждан. Во-вторых, с очень низкой политической грамотностью у наших избирателей. Многие не понимают отличий депутата городской Думы от депутата Заксобрания или Госдумы, не знают, кто представляет исполнительную и законодательную власть. Многие не знают, в чью компетенцию входят те или иные вопросы. В-третьих, к сожалению, жители избалованы частыми избирательными кампаниями. Не секрет, что на сегодняшний день в выборы вкладываются значительные финансовые средства. Зачастую, кто больше посулит избирателям, тот больше и голосов наберет. Я говорю не о подкупе, а о таких вещах как взаимодействие с жителями округа. Например, сложно привлечь внимание избирателя к обычным встречам во дворах, на которых обсуждаются основные стратегические аспекты их будущей жизни. Мы начинаем использовать другие технологии: проводим праздники во дворах, различные спортивные соревнования, на которых появляется возможность пообщаться с гражданами. Встречи с жителями округа приобретают новые формы, и чем дальше, тем больше мы балуем своего избирателя. Это связано с теми проблемами, о которых я говорил ранее. При условии недостаточного понимания гражданами выборных процессов приходится привлекать их внимание к своей работе различными способами. Это накладывает свой отпечаток на избирательную кампанию: жители округа ожидают большего внимания к себе со стороны кандидатов.


— Можно ли заключить, что основными инструментами ведения избирательной кампании являются традиционные встречи с гражданами и smm-технологии, работа в социальных сетях еще не вытеснили консервативные предвыборные технологии?

— Однозначно не вытеснили, но, тем не менее, большую популярность набирает общение с избирателями через социальные сети. Однако нужно понимать, что каждой соцсети свойственна определенная аудитория. Таким образом, чтобы заинтересовать избирателей в «Одноклассниках», нужно использовать одни технологии, в «Фейсбуке» - другие, в «ВКонтакте» - третьи. Нужно иметь большую команду, которая смогла бы донести до разной аудитории одну и ту же новость, одну и ту же идею. Я думаю, со временем работа в соцсетях станет структурированной, но пока этот процесс находится в зачаточном состоянии.


 Интервью с депутатом Думы города Иркутска Алексеем Савельевым


— Вы лично используете соцсети в работе с избирателями?

— Да, у меня есть странички в «Одноклассниках», в «ВКонтакте», в «Фейсбуке». От моего имени в «ВК» мои помощники постят новости, интервью, анонсы различных событий.


— Продолжим тему выборов. В 2016 году вы были одним из участников праймериз «Единой России». Почему вы решили выдвинуть свою кандидатуру? Какие цели ставили себе на праймериз?

— В качестве цели я поставил себе победу в праймериз, однако ее мне достичь не удалось. Почему я решил выдвинуть свою кандидатуру? Работая уже второй созыв в Думе города Иркутска, я понял, что решение многих вопросов зависит от законодательства, которое, к сожалению, несовершенно. Многие вопросы решаются на уровне Госдумы. Это касается и проблем ЖКХ, и работы промышленности. Как представитель Иркутского авизавода, я вижу, что сейчас много пробелов в законодательстве в сфере поддержки производств. Например, наше предприятие напрямую попадает под действие закона «О гособоронзаказе». Он содержит очень много нюансов, которые не позволяют дышать спокойно. На гособоронзаказах наше предприятие почти не зарабатывает. Рентабельность почти нулевая. Основную прибыль мы получаем от иностранных заказчиков. Также есть вопросы к федеральному закону «О закупках». Мы подпадаем под его действие как предприятие с долей акционеров в виде государства. Наверное, этот закон не критиковал только ленивый. Видя, как эти законы работают на конкретных заводах, я мог бы внести свои предложения по их доработке.

Вторая причина – желание сдвинуть с мертвой точки вопросы поддержки промышленности. В городе Иркутске мало крупных предприятий: ИАЗ, речное пароходство, железнодорожники, Масложиркомбинат, хотя раньше даже машиностроительных заводов у нас было достаточно. Кроме этого, неэффективно работает система территорий опережающего развития. Например, в Усолье создана ТОСЭР, но на сегодняшний день здесь не зарегистрировано ни одного резидента, который начал бы успешно работать.

На уровне области говорят о создании машиностроительного кластера. Для этого есть все возможности, но фактически идея не ушла дальше обсуждений за последние два года. Хотелось бы, чтобы в Государственной Думе, в министерствах, в правительстве появилось больше представителей промышленности, которые бы знали, чем тот или иной закон станет для производства.


Интервью с депутатом Думы города Иркутска Алексеем Савельевым


— Перейдем к вашей деятельности в роли депутата городской Думы. Какие задачи вы себе ставите на посту парламентария?

— Первое – решение вопросов моего округа: повышение комфортности жизни избирателей. Это и ремонт дорог, и строительство спортивных площадок, и озеленение территории. Второе – улучшение работы управляющих кампаний. В моем округе дома расположены компактно, которые относятся к СК «Иркут». В последнее время грамотность в хозяйственных вопросах у граждан выросла, так что к деятельности управляющей компании возникает больше претензий. Решением этих вопросов также необходимо заниматься. Третье – общегородские проблемы. Поскольку я являюсь в Думе заместителем председателя комиссии по ЖКХ и транспорту, значительная часть моей работы направлена на развитие инфраструктуры Иркутска. Это три основных постулата моей деятельности в качестве депутата. Остальные вопросы либо входят в озвученный перечень, либо представляют собой частные случаи.


— Спасибо за ответ. Затронем конкретную сферу вашей деятельности – работу в качестве заместителя председателя комиссии по ЖКХ и транспорту. В Иркутске много проблем, связанных с работой транспорта и качеством дорог. С чем это связано? Можно ли утверждать, что только с нехваткой финансирования?

— Начнем с дорог. Самая глобальная проблема в Иркутске в данной сфере – отсутствие развитой сети ливневых канализаций. У нас достаточно большое количество дней в году, когда температура переходит через «ноль». Снег тает днем, вода попадает в микротрещины, ночью замерзает и разрывает дорожное покрытие. Не отводя воду с дорог, мы не решим проблему их низкого качества. Сколько бы мы не вкладывали в ремонт дорожного полотна, какие бы технологии не использовали - без системы ливневых канализаций качество дорог серьезно не улучшится. Как бы это пессимистично не звучало, но в ближайшее время прорывов в решении данной проблемы не предвидится. Еще два-три года назад в Думе мы обсуждали вопрос строительства сети ливневых канализаций на основных дорогах, и пришли к выводу, что затраты составят 13-15 миллиардов рублей. Мы с вами знаем, что бюджет города Иркутска равен 12-13 миллиардам, так что все средства за один год придется направить на решение дорожных проблем. Мы себе такого, к сожалению, позволить не можем. Единственная надежда - на федеральные программы. В этом вопросе надо отдать должное администрации Иркутска во главе с Дмитрием Бердниковым. Они активно разрабатывают различные программы для привлечения средств из федерального бюджета. Таким способом удалось решить проблему строительства правобережных очистных сооружений.

Второй аспект дорожной проблемы – необходимость применения новых технологий и новых добавок в асфальтобетонную смесь. Из-за особенностей климата асфальт должен быть более эластичным, менее подвержен разрушению при отрицательных температурах. Я знаю, на сегодняшний день работы в данном направлении ведутся, в том числе и в нашем Политехе, который предоставил нам в прошлом году свои разработки. Новые добавки, в частности, применялись «Иркутскавтодором».

Третий аспект – некачественный битум. Это связано с тем, что повышается КПД нефтеперерабатывающих установок, а значит, производится больше бензина, керосина, солярки. Из нефти выжимают буквально всё, так что качество битума, который остается, ежегодно снижается.

На территории Иркутской области, я знаю, этот вопрос не решается в плане строительства предприятий, выпускающих качественный битум. В то же время администрация области сейчас налаживает взаимодействие с другими регионами для закупки необходимого сырья.


Интервью с депутатом Думы города Иркутска Алексеем Савельевым


— Небольшое уточнение. Вы рассказали о совместной работе муниципалитета с федеральной властью, а как идет взаимодействие с региональной?

— Работа в данном направлении ведется, но я могу сказать, что в областном бюджете денег на строительство, например, ливневых канализаций нет. Мы пытаемся наладить взаимодействие, но получить полное финансирование за счет региональной казны мы, скорее всего, никогда не сможем.


— Обратимся к вопросам транспорта. Что необходимо городу Иркутску для решения этих проблем?

— Я выскажу мысль, за которую меня, наверное, раскритикуют, но я считаю, что давно назрела необходимость повышения тарифа в городе Иркутска. У нас самая низкая стоимость проезда на общественном транспорте. У соседей тариф равен 25-30 рублям. Часто обыватели мне говорят, что сначала необходимо модернизировать автобусный парк, а уже потом повышать стоимость проезда. Всегда отвечаю, что это невозможно, потому что предпринимателям необходимы финансовые средства на повышение качества предоставляемых услуг. Коммерсантам порой не хватает денег на оплату труда квалифицированным водителям. Часто у транспортных компаний нет возможности содержать механика, медика. Параллельно с этим необходимо ужесточать требования к коммерсантам. Если мы будем душить перевозчиков в условиях низкого тарифа, они не смогут соответствовать заявленным требованиям.

Часто говорят, что в городе плохо ходит транспорт в вечернее время. Для решения этой проблемы на протяжении трех лет я поднимаю в администрации Иркутска вопрос о введении дифференцированного тарифа. Обсуждали эту инициативу и с жителями города. Уже есть определенные подвижки в данном направлении. Я думаю, все согласятся, что заплатить, условно, 40 рублей водителю автобуса гораздо лучше, чем пользоваться услугами такси за 250 рублей.


— Какая стоимость проезда в вечернее время тогда должна быть?

— Отмечу, стоимость проезда в вечернее время не должна быть взята с потолка. Необходимо подсчитать все затраты на ГСМ, измерить пассажиропоток и прийти к какой-то ставке.


Интервью с депутатом Думы города Иркутска Алексеем Савельевым


— Кто будет занимать работой по реализации данной инициативы?

— Департамент транспорта администрации Иркутска. К сожалению, руководство ведомства не всегда слышит перевозчиков, поэтому эту структуру часто критикуют. Я высказывался на заседании рабочей группы и комиссии, что на сегодняшний день МУП в одиночку не в состоянии полностью обеспечить работу транспорта, поэтому обязательно будут коммерсанты. К счастью, есть наметки в русле понимания руководителей департамента, что необходимо больше работать с предпринимателями.

Я считаю, в городе примерно 65-70% пассажиров должны перевозиться муниципальным транспортом. Почему? Муниципальный транспорт несет в себе важную социальную функцию. Чтобы ни случилось с коммерческими перевозчиками: забастовка, стачка, но муниципалитет обязан обеспечить жителей города муниципальным транспортом. Если указанная доля пассажиров будет меньше, то в случае любого коллапса, а мы помним, что такие прецеденты в Иркутске были, может разразиться настоящая катастрофа. Однако переводить весь транспорт на уровень муниципалитета, я считаю, тоже нецелесообразно. Рентабельность МУПов ниже, это датируемые предприятия.


— Как соотносится муниципальный транспорт с коммерческим в настоящее время в Иркутске?

— Примерно 55% на 45%.


— Спасибо за развернутое освещение проблем. Продолжим углубляться в Вашу работу в качестве депутата Думы Иркутска. Вы входите в состав комиссии по градостроительству, архитектуре и дизайну. На ваш взгляд, можно ли сохранить исторический облик Иркутска? Какой образ города вам хотелось бы видеть?

— Можно и нужно. Центр города должен быть историческим, с той архитектурой, которая у нас есть вдоль улицы Карла Маркса. Великолепный пример – 130-ый квартал. Я считаю, этот проект нужно развивать, строить нечто подобное. Центр Иркутска привлекает туристов. Он формирует образ города. Приезжим запоминается именно центр, ни Синюшка, ни Масложиркомбинат, ни Топкинский. И это хорошо!

Архитектура – это бренд Иркутска. Однозначно исторический облик города необходимо развивать и поддерживать. К сожалению, в один момент мы это упустили, позволили точечной застройкой заполонить центр Иркутска стеклянными несуразными конструкциями. Больше таких ошибок нельзя допускать. Однако у нас есть и примеры хорошей современной архитектуры. Это Сильвермолл, ЖК «Союз», ЖК «Южный парк» и другие.


Интервью с депутатом Думы города Иркутска Алексеем Савельевым


— Какие еще ошибки были допущены при строительстве, которые навредили органичности образа города?

— Я думаю, других значительных или неисправимых ошибок допущено не было. Меня радует, что сейчас пришло понимание, что необходимо сохранять исторический образ города.

Одной из хороших идей может стать строительство делового центра. Здесь могли бы разместиться Дума, администрация, возможно, крупные торговые комплексы. Сегодня вся деловая жизнь сконцентрирована в центре города, что загружает основные дороги Иркутска. Нам нужно сохранить исторический облик областной столицы, поэтому, например, мы не можем расширять ряд улиц.


— Перейдем к следующему блоку тем. Не так давно, во время послания губернатора, Сергей Левченко выступил с инициативой о проведении референдума по вопросу возвращения прямых выборов мэра. На ваш взгляд, каким образом должен избираться глава города Иркутска?

— Вопрос очень интересный. У меня нет однозначного ответа на него. Часто говорят, что мэра нужно выбирать, но мы знаем множество неудачных примеров: избранный глава города, к сожалению, мог не оправдывать надежды граждан или был замешан в коррупционных схемах. В то же время существуют и обратные ситуации: градоначальник избирался из числа депутатов местной Думы или назначался и неплохо работал, показывал хорошие результаты. Нельзя утверждать, что при введении института выборов мэра в условиях низкой политической активности граждан будет все замечательно.

Часто слышу, что экс-мэр Иркутска Виктор Кондрашов был всенародно избранным мэром, поэтому к нему было больше доверия. В то же время, если посмотреть на явку на тех выборах, можно заметить, что «всенародноизбранностью» там и не пахнет.

Выборы мэра – сложный вопрос. Не зря законодательство допускает несколько вариантов в данном вопросе. Возможно и введение прямых выборов мэра, и избрание из числа депутатов местной Думы, и назначение сити-менеджера. Моя позиция такова, что прямые выборы мэра подстегнут горожан к тому, чтобы они ходили на выборы, и понимали: от их действий действительно многое зависит.


Интервью с депутатом Думы города Иркутска Алексеем Савельевым


— Приходится слышать, что на муниципальном уровне нет политики, есть только хозяйственная деятельность. Согласны ли вы с этим? Считаете ли вы себя самого политиком?

— Полностью согласен с мыслью, которую вы высказали. Я себя политиком не считаю. На муниципальном уровне есть только хозяйственная деятельность: ремонт дорог, улучшение работы управляющих компаний, строительство парков, озеленение и многое другое. Это мы с вами сегодня и обсуждали. Я считаю, что политики не должно быть на муниципальном уровне.


— Традиционный вопрос от «Клуба Публичной Политики» об эффективности того или иного органа власти. Какую оценку вы можете выставить Думе города Иркутска?

— Твердую «четверку». К слову, мне кажется, что есть все наметки, что завтра будет лучше, чем вчера. Вновь избранные коллеги-депутаты на 100% включились в работу. Многие старожилы укрепили контакты с региональной и федеральной властью. Молодые по сроку работы депутаты выстраивают взаимодействие с областью. Дума Иркутска уже состоялась как работоспособный коллектив, многие вопросы сейчас решаются проще, быстрее, качественнее, нежели год назад. Я думаю, через 2,5 года мы придём к оценке «четыре с плюсом».  


comments powered by HyperComments
22 Августа 2017

Руководитель регионального «Яблоко»: Я бы хотел, чтобы в нашем списке были все демократические кандидаты

Председатель Иркутского регионального отделения партии «Яблоко» Григорий Грибенко рассказал «КПП» о том, какие задачи ставит партия, поддерж...
6 Апреля 2017

Дмитрий Ружников: деятельность Думы я бы оценил на четыре с минусом

Интервью с депутатом Думы города Иркутска Дмитрием Ружниковым
Дума города Иркутска – место, где решаются хозяйственные проблемы област...