9 Марта 2017
Публичная дипломатия. Основы понятия
По мнению директор Александра Владимировича Лукина, – директора центра международных исследований МГИМО, существует проблема в понимании терминов. Поэтому перед рассмотрением проблемы по существу необходимо договориться об их точном значении. Термины «публичная» и «общественная» дипломатия часто применяют как взаимозаменяемые. Причина здесь в том, что по сути это два разных перевода английского «public diplomacy».

Классическую современную концепцию «публичной дипломатии» представил декан Школы права и дипломатии им. А.Б. Флэтчера Университета Тафтса Эдвард Гуллион при формировании Центра публичной дипломатии им. Э.Р. Мэрроу в 1965 году.


В брошюре, посвященной Центру, она излагалась следующим образом:

«Публичная дипломатия… имеет дело с влиянием общественных установок на осуществление внешней политики. Она включает в себя измерения международных отношений, выходящие за рамки традиционной дипломатии: культивирование правительствами общественного мнения в других странах, взаимодействие частных групп и интересов одной страны с другой, освещение международных отношений и их влияния на политику государства, взаимодействие между теми, чья работа заключается в коммуникации (дипломаты и зарубежные корреспонденты) и процесс межкультурных коммуникаций… Центральным моментом для публичной дипломатии является транснациональный поток информации и идей».


Сам Эдвард Гуллион писал:

«Под публичной дипломатией мы понимаем средства, при помощи которых правительства, частные группы и отдельные лица меняют установки и мнения других народов и правительств таким образом, чтобы оказать влияние на их внешнеполитические решения».



В этих определениях можно выделить целый ряд аспектов.


Во-первых,
субъектами публичной дипломатии могут быть:

  • правительства и органы государственной власти;

  • частные группы интересов и отдельные лица;

  • те, кто освещает международные отношения, то есть СМИ и работающие в них журналисты;

  • участники межкультурных коммуникаций (как организации, так и отдельные граждане).


Во-вторых, публичная дипломатия осуществляется по нескольким линиям:

  • правительство (одной страны) - общество (другой страны);

  • общество (одной страны) - общество (другой страны);

  • общество (одной страны) - правительство (другой страны).


В-третьих, ее целью является изменение установок, как общества, так и правительства другой страны с целью влияния на внешнеполитические решения в благоприятную сторону.



Отличие публичной дипломатии от пропаганды стало видеться не только в том, что последней занимается только государство. Сам термин «пропаганда» после Второй мировой войны в результате борьбы с геббельсовской и сталинской пропагандой получил на Западе уничижительное значение. Пропаганда понималась как введение в заблуждение путем дезинформации и искажения фактов, публичная же дипломатия - как распространение позитивной, но правдивой информации, основанной на реальных фактах и достижениях, что считалось более действенным, чем дезинформация.


Это положение еще в 1963 году хорошо сформулировал выдающийся журналист, директор ЮСИА        Э.Р. Мэрроу: «Американские традиции и американская этика требуют от нас быть правдивыми, но наиболее важная причина в том, что правда - это лучшая пропаганда, а ложь - худшая. Чтобы быть убедительными, нам надо быть правдоподобными, чтобы быть правдоподобными, нам надо быть достоверными, чтобы быть достоверными, нам надо быть правдивыми. Все очень просто».

Впоследствии именно такое понимание публичной дипломатии утвердилось как в политических, так и в экспертных кругах.


В это понятие включали несколько элементов:

  1. бóльшая открытость внешнеполитической деятельности, полное информирование о ней общественности своей страны (это направление получило в США название «работа с общественностью» (Public Affairs);

  2. прямое обращение государства к общественности других стран для разъяснения целей своей внешней политики, создания благоприятного образа страны за рубежом;

  3. разъяснительная работа правительства с общественностью других стран через НПО своей страны;

  4. непосредственное общение между гражданскими обществами и представляющими его НПО разных стран с целью изучения других государств, организации мероприятий по темам работы НПО, лоббирования определенных вопросов в другой стране (например, стимулирования защиты природы, прав человека и т. д.).

По мнению Татьяны Зоновой, в условиях электронной революции и стирания граней между внутренней и внешней политикой на первый план в дипломатической деятельности выходит публичная дипломатия как неотъемлемая часть «soft power»


Публичная дипломатия в рамках дипломатической службы разных странах

Правительства многих стран мира ввели государственные должности или целые ведомства, ответственные за публичную дипломатию. В США с 1999 года за эту сферу отвечает заместитель государственного секретаря по публичной дипломатии и работе с общественностью. Согласно официальному интернет-сайту Госдепартамента, «миссия американской публичной дипломатии состоит в поддержке достижения целей и решении задач внешней политики США, продвижении национальных интересов и укреплении национальной безопасности путем информирования иностранной общественности и влияния на нее, а также путем расширения и укрепления отношений между народом и правительством США и гражданами остального мира».

Заместитель госсекретаря руководит программами публичной дипломатии, которые включают в себя связи с международными аудиториями, культурные программы, исследовательские гранты, обмены в области образования, программы посещения США и усилия правительства США противостоять идеологической поддержке терроризма.

В Индийском МИД, например, в 2006 году создан Отдел публичной дипломатии, усилия которого направлены на «стимулирование большего понимания Индии и проблем ее внешней политики». Отдел организует и поддерживает широкий спектр программ как внутри страны, так и за рубежом.

В посольствах многих стран созданы должности координаторов программ публичной дипломатии, часто на уровне заместителя главы миссии. Кроме того, в ряде государств были образованы специальные государственные органы и организации, деятельность которых направлена на распространение культуры, языка и знаний о стране среди иностранцев (Британский совет, Институт Гёте, Альянс Франсез, Институт Сервантеса, Государственная канцелярия по распространению китайского языка за рубежом, Японский фонд, Корейский фонд и т. п.).


Новые термины

Потребность привлечения общественности на свою сторону в условиях мгновенного распространения информации, равно как и дезинформации, стала особенно значимой. Публичная дипломатия пополнилась общением в социальных сетях. Родился новый термин — «твипломаси». Твиттер и другие социальные сети стали использоваться внешнеполитическими ведомствами. Президенты, премьеры, министры, главы внешнеполитических ведомств, послы выходят в социальные сети и становятся «твипломатами». Форин-офис создал специальную «интернет-гавань» (hub), оказывающую техническое содействие своим «твипломатам» и разрабатывающую цифровые стратегии внешней политики. Французское агентство «Франс-Пресс» (AFP) занялось мониторингом в реальном времени влияния в сети государственных акторов, занимающихся публичной дипломатией. Данные учитывают количество фолловеров официальных лиц и экспертов. Для США таких фолловеров насчитывается около 43 млн человек, для России — 2,5 млн. Стоит всерьез задуматься о причинах такого разрыва.


Текст: Павел Степанов




comments powered by HyperComments
13 Марта 2017

Публичная дипломатия как механизм внешней политики России

Под публичной дипломатией мы понимаем средства, при помощи которых правительства, частные группы и отдельные лица меняют установки и мнения ...
2 Марта 2017

Зима - областная столица демократии

Городская демократия (сравнение демократии городских округов Иркутской области)
Краткое содержание: в данном тексте проводится...