Новый шёлковый путь. wikipedia.org CC BY-SA 4.0
Новый шёлковый путь. wikipedia.org CC BY-SA 4.0
16 Января 2018
«Новый шелковый путь» как глобальный политический проект Китая в условиях многополярности

7 сентября 2013 года в стенах столичного университета Казахстана им. Назарбаева было сделано крайне важное заявление. Председатель КНР Си Цзиньпин объявил о создании новой концепции - «экономической полосы Шелкового пути». Идея создания такой полосы зародилась гораздо раньше, однако заявление главы Китая в Астане стало неким толчком к широкой активизации разработок целого ряда проектов, связанных с вопросом о том, где, в конечном счете, пройдет главная транспортная артерия «Нового Шелкового пути».

Существует множество различных экспертных мнений о причинах создания столь масштабного проекта. Прежде всего, выделяют пять ключевых факторов. Первым из них стоит назвать проблему тлеющего конфликта в Южно-Китайском море, разворачивающегося вокруг архипелага Спратли. Этот спорный район является важнейшей стратегической территорией данного региона, так как государство, установившее контроль над этой зоной, может претендовать фактически на 90 % акватории Южно-Китайского моря. Для КНР это крайне важно, потому что через эту водную артерию идет 25 % мировой торговли товарами, в том числе 60 % всей внешней торговли Китая. Если вдруг конфликт перерастет в активную фазу, то данный инцидент может попросту обрушить Китайскую экономику и вызвать социальные противоречия в народной республике. Таким образом, чтобы ни при каких условиях не потерять связи с Европой, Китаю нужен «запасной путь». Появление «Нового шелкового пути» смогло бы решить данную проблему.


Вторым фактором является постоянно растущие геополитические интересы КНР. Когда-то в сферу влияния Поднебесной входили страны Юго-Восточной и Центральной Азии. Сегодня, претендуя на статус мировой сверхдержавы, Китай всеми силами стремится усилить свое влияние в этих регионах, в первую очередь, в экономическом плане.


В-третьих, создание «Нового шелкового пути» значительно ускоряет доставку товаров по сравнению с нынешним морским путем через Красное море. Тем самым Китай «становится ближе» к Европе, что еще больше увеличивает его влияние в мире. В-четвертых, с помощью данного проекта, Китай может решить свои внутренние проблемы, которые в последнее время лишь обостряются и все чаще звучат в повестке дня. Прежде всего, это ассиметричное развитие страны, а именно вопросы, связанные с отсталостью западных регионов КНР. Кроме того, в Китае остро встает проблема с переизбытком мощностей в сфере строительства железнодорожных путей и автомобильных магистралей, что в итоге может привести к резкому сокращению рабочих мест. И все это в условиях и без того достаточно высокого уровня скрытой безработицы, причем на фоне снижения экономических темпов страны. Таким образом, для предотвращения дальнейшей эскалации социальной напряженности Китай крайне заинтересован в создании транспортной инфраструктуры за рубежом с привлечением своих технологий и рабочей силы.


Заключительным фактором являются личные амбиции главы китайского государства. В последнее время, все больше экспертов рассматривают «Инициативу пояса и пути» как личный PR-проект (пиар проект) Си Цзиньпина, желающего усилить свою позицию, как на международной арене, так и внутри страны.


Опираясь на выше перечисленные причины, можно выделить наиболее интересные и перспективные варианты прохождения шёлкового пути:

  • Маршрут через Южную и Юго-Восточную Азию (через Вьетнам, Камбоджу, Таиланд, Мьянму, Бангладеш, Индию, Пакистан, Афганистан, Иран и Турцию);

  • Южный маршрут (через Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Туркмению, Афганистан, Иран и Турцию);

  • Транскаспийский маршрут (через Казахстан, Азербайджан, Грузию, Украину либо Турцию);

  • Российский маршрут (через Сибирь по Транссибу с выходом на Беларусь);

  • Северный маршрут (через Казахстан, Россию, Белоруссию и Польшу);

  • Маршрут через Пакистан (через порт Гвадар с выходом в Аравийское море).

Несмотря на обилие возможных и разрабатываемых вариантов прохождения маршрута, реализация «Belt and Road Initiative» затягивается на неопределенный момент. До сих пор нет четкого понимания, что же всё-таки представляет собой данная инициатива. За последние четыре года не было подписано ни одного документа, так или иначе связанного с «Новым шелковым путем». Таким образом, данный проект на сегодняшний день представляет собой весьма абстрактную философскую концепцию развития Китая. Такие размытые цели и задачи позволяют Китаю отнести практически все свои внешнеполитические успехи к реализации инициативы «Пояса и пути».

Наконец, встает вопрос, что же все-таки лежит в основе данной инициативы? Можно предположить, что концепция «Нового шелкового пути» представляет собой негласную внешнеполитическую доктрину Поднебесной, нацеленную на расширение своего влияния на АТР и мир в целом, а также на становление Китая как мировой сверхдержавы. Данный проект, бесспорно, является самым масштабным геополитическим предприятием КНР за весь период его новейшей истории. Сейчас трудно сказать, как повлияет на мир успешное создание столь значительной транспортной артерии, но ясно одно - влияние КНР на Мировой арене увеличится многократно, что, в конечном счете, приведет к смещению экономического и политического центров с Запада на Восток, а также к новому росту мировой экономики.    


Текст: Антон Калюга



comments powered by HyperComments
23 Января 2018

Как менялся медиарейтинг губернатора и главы Зак. собрания Иркутской области

Компания «Медиалогия» опубликовала медиарейтинг действующих глав законодательного собрания и глав регионов Российской Федерации. В формирова...
10 Января 2018

Явка VS результат. Зачем работать на увеличение числа голосующих?

До выборов президента России осталось два месяца. И одной из главных задач властей и штаба самого популярного на сегодняшний день кандидата ...