27 Февраля 2017
Международный день политконсультанта

На прошлой неделе, 24 февраля, политконсультанты во многих регионах России отмечали свой профессиональный праздник. Не осталась в стороне и Иркутская область, что неудивительно, ведь Приангарье всегда славилось своей политической нестабильностью. Впрочем, не все политтехнологи Прибайкалья воспринимают День политконсультанта как свой профессиональный праздник. «Клуб Публичной Политики» опросил инженеров политической жизни Иркутской области и узнал их мнение о прошедшем событии.


Как это было…

Начнем с истории Дня политконсультанта в России. Создателем и инициатором профессионального праздника выступила команда консалтинговой группы «Имидж-консалт» в начале нулевых годов XXI века.

С начала девяностых годов рынок политконсультантов в России формировался хаотично. После распада СССР первые отечественные политтехнологи-самоучки в спешном порядке осваивали непаханое поле политических технологий. Высшие учебные заведения России профессиональных специалистов в данной сфере тогда не готовили. К слову, сами политконсультанты мало контактировали друг с другом, что затрудняло необходимый обмен опытом. В то же время новая реальность в стране требовала притока квалифицированных технологов в выборные кампании и команды действующих политиков. Вместе с этим в России отсутствовали «правила игры» на рынке политконсультантов, так что формирование сплочённого сообщества в данной сфере было практически невозможно.

В таких условиях команде «Имидж-консалт» пришла мысль о создании профессионального праздника, объединяющего пиарщиков, рекламщиков, журналистов и технологов. К тому же День политконсультанта в то время должен был стать единственной площадкой для обмена опытом.


Как это есть…

На сегодня День политконсультанта празднуется во многих регионах России. Под эгидой медиахолдинга PrimaMedia в семи субъектах РФ пройдет серия круглых столов, призванных вновь собрать под одной крышей экспертов, политиков и журналистов. В Приангарье организаторами мероприятия выступили ИА IrkutsMedia и ИРОО «Клуб Публичной Политики». Сегодня, 27 февраля, в 16:00 в рестобаре «Парадная» состоится круглый стол на тему «Федеральные и региональные тренды обновления политических элит».


А был ли праздник?

Переходя к основной теме, отметим, не все политконсультанты воспринимают 24 февраля как свой профессиональный праздник. Так, например, иркутский политтехнолог Максим Зимин очень скептично отнесся к прошедшему на прошлой неделе событию:

«Я не сторонник узких корпоративных праздников, которых в нашей стране навыдумали больше, чем дней в году. К тому же профессиональные «святки» еще и дублируются в виде Дня Российской доярки и якобы Международного дня доярки. Поводов выпить и закусить итак слишком много для печени. Другой вред этих памятных дней ощутим в администрациях всех уровней, когда кадровики или отделы СМИ, вместо текущей работы, постоянно отвлекаются на написание бессмысленных славословий и приветственных адресов».


Вторит ему главный редактор газеты «Народный контроль Сибири» Евгений Еремеев:

«Ещё сегодня утром [27 февраля – прим. ред.] я даже не подозревал о том, что такой праздник вообще существует. Если бы не февраль, то подумал бы, что это весенний розыгрыш».


Совершенно иное мнение о прошедшем празднике высказал специалист по связям с общественностью Владислав Шиндяев:

«День политконсультанта – это повод собраться друзьями, совмещенный с праздником. Это повод обсудить события, успехи и неудачи коллег, осветить грядущее будущее, сделать свои прогнозы по развитию политической сферы жизни общества. Для меня это в первую очередь праздник с содержательным характером».


Чем мы живем сегодня?

День политконсультанта – это повод профессионально поговорить о политических технологиях. Об этом «КПП» поинтересовался у вышеназванных экспертов.

По мнению Максима Зимина, сфера политтехнологий в России и Иркутской области переживает стадию подъема:

«Говоря о радостном, хочу отметить, что состояние отрасли поллитехнологий за последние годы хоть не вернулось в период «Просперити» 90-х и начала нулевых, но приподнялось над плинтусом следующей эпохи. В нашем регионе, где святое дело вольнолюбивых граждан и просто элит – ушатывать любую тиранию, – особенно. Губернаторская кампания компенсировала тяжкую утрату выборов мэра Иркутска. А возвращение одномандатных округов в Госдуму стало питательным десертом для нашего пестрого сообщества».


Евгений Еремеев отмечает сферу политтехнологий как развивающуюся и необходимую отрасль политической жизни:

«Там, где властвует невидимая «рука рынка», остаётся и необходимость в продвижении «политического товара» – для отрасли такие условия являются необходимыми и достаточными. Если говорить об Иркутской области, то, как минимум, отрасль будет жить, пока не наступит коммунизм. В реальности попытки команды губернатора раскрасить вертикаль власти красными полутонами в условиях объективно существующей политической системы лишь дополнительно стимулирует развитие отрасли политтехнологий».


Заметим, главный редактор газеты «Народный контроль Сибири» прокомментировал и набирающую популярность идею об изменении методик политтехнологий в России. Как видно, журналист остается приверженцем традиционных подходов к проведению избирательных кампаний:

«Последние выборы в Госдуму стали образчиком применения классических подходов, в очередной раз доказав их эффективность. Это не значит, что отрицаются новые техники и методики, как раз наоборот. Помимо того, что политтехнолог должен объяснить избирателю, почему они станут жить лучше именно с этим кандидатом и только с ним, требуется определить необходимый объём проведения избирательной кампании, а это процесс исключительно технологический. Как правило, при прочих равных условиях именно эффективность процесса и даёт конкурентные преимущества».


В свою очередь, Владислав Шиндяев отмечает прогресс в методах ведения предвыборных кампаний:

«На сегодня в сфере политтехнологий есть несколько трендов. Первый, стратегический, представлен политическими консультантами, которые придумывают нечто новое, являются инноваторами, внедряют элементы социального менеджмента. Второй, тактический, продвигают специалисты-классики, которые прекрасно знают политическую режиссуру и успешно применяют традиционные политтехнологии. В то же время есть и те, кто хотят быть или казаться профессиональными политтехнологами, однако же пока им этого достичь не удается».


По мнению специалиста по PR, на сегодняшний день происходят существенные сдвиги в области избирательных технологий. В то же время старые подходы никуда не уходят и продолжают успешно применяться на практике:

«Отмечу безусловное развитие политтехнологий в России. Изменяются тенденции, изменяется подход к институтам власти, изменяются правила игры, в том числе и из-за влияния деструктивных технологий. Сегодня старое уходит. Судя по прошедшим выборам, технологи обкатывают новые методы ведения избирательных кампаний кандидатов, происходит обобщение и научное осмысление инженерных открытий в политике. В то же время, ка говорят многие мои коллеги из других регионов России, на ходу остаются и методики девяностых годов прошлого века».


Политтехнолог – человек нужный!

Каждый из опрошенных нами экспертов высоко оценил роль политтехнологов в новой политической реальности России. Впрочем, удивляться такому не стоит: выборы – это их хлеб.

Например, Максим Зимин считает, что ни одна выборная кампания не может обойтись без квалифицированных специалистов:

«Что касается значения самих политических технологов и консультантов… Оно неоспоримо для политиков, но не для политики. Соискатели кресел, к счастью, усвоили, что ни в одни сколько-то существенные выборы, начиная от главы райцентра и даже просто крупного поселения, не стоит пускаться без лоцмана, который ведет суденышко к берегам безбедной жизни через рифы и мели человеческого недоверия. Но на политику влияют уже не консультанты, а многоярусная вертикаль российской клептократической системы – путиномика».


Евгений Еремеев, в свою очередь, отдает первостепенное значение роли политтехнолога в продвижении политиков:

«Значимость политконсультантов переоценить сложно. Один такой консультант убедил губернатора Ерощенко сложить полномочия раньше срока. Стоит вспомнить искреннее удивление Владимира Владимировича [Путина], когда он задавал Сергею Владимировичу вопрос: «Зачем Вам это нужно?» Оказалось – для всплеска политической жизни в регионе». 


Владислав Шиндяев также отмечает необходимость такой профессии как политтехнолог в современной России:

«Сейчас кандидаты не знают не то что политтехнологий, но и избирательного законодательства, научных подходов к политике. При таких условиях необходимость в политконсультантах как никогда актуальна. Впрочем, сейчас существует спрос именно на тех технологов, которые хорошо разбираются в новых подходах к избирательным технологиям, которые практикуют инструменты социального и коммуникационного менеджмента».


Подводя итоги опроса политконсультантов Иркутской области, отметим, некоторые специалисты в сфере избирательных и имиджевых технологий с иронией воспринимают новоявленный праздник. К слову, такое же отношение проявляется и на федеральном уровне.

«Все эти профпраздники – курам на смех. Единственный праздник – это Новый год!», - заключил известный российский политолог Александр Кынев.


Отметим, новая реальность России сформировала действительно необходимый для политики класс – политические консультанты. Класс и никак иначе, ведь многие норовят пробиться в общественно-политическую сферу жизни общества, не имея должной квалификации. Развитие политтехнологий в Иркутской области, впрочем, не стоит на месте. В скором будущем жителям Приангарья стоит ожидать появления новых по форме и содержанию избирательных кампаний.


Текст: Никита Недаболюк


comments powered by HyperComments
27 Февраля 2017

Сравнительный анализ деятельности социологических центров по изучению общественного мнения

Исследовательская группа ЦИРКОН - одна из старейших в России независимая частная исследовательская компания, специализирующаяся на проведени...
21 Февраля 2017

Формы участия общественных объединений в выборах депутатов Государственной Думы VII созыва (на примере Иркутской области)

На сегодняшний день, с процессом развития политического рынка и маркетинга, усиливается роль общественных объединений в избирательных кампан...