Фото: Таисия Скороходова
Фото: Таисия Скороходова
13 Июня 2018
О планах продолжить работу сенатора, проблемах Братска и необходимости налоговой децентрализации. Виталий Шуба стал гостем КПП

6 июня сенатор Совета Федерации от Иркутской области Виталий Шуба стал гостем «Клуба Публичной Политики». Мероприятие состоялось в телеформате в рамках проекта «Цикл встреч с представителями власти и бизнеса». Участники мероприятия обсудили различные темы: проблемы и перспективы развития севера Иркутской области, роль верхней палаты Федерального собрания в современной политической системе, экологические проблемы, существующие в Иркутской области и многое другое.


Сергей Брилка – новый сенатор?

Во время мероприятия, политический обозреватель портала IrkutskMedia спросил у сенатора Шубы, насколько правдивы слухи, что Сергей Сокол, недавно прибывший в Иркутскую область, станет следующим спикером Заксобрания, а Сергей Брилка станет сенатором Иркутской области, и каковы профессиональные планы Виталия Шубы.

На это сенатор ответил, что это не более чем слухи, и все решится от выбора избирателей, также он отметил, что сам не собирается покидать пост сенатора и продолжит работу в том случае, если избиратели, как и раньше, будут оказывать ему доверие.

«Моя позиция более чем ясна: я прошел праймериз, далее последует партийная конференция. Посмотрим, как всё сложится на финальном этапе», – подчеркнул Виталий Шуба.




Народное мнение: власть – это фикция или реальная сила?

Виталий Шуба работает в Федеральном собрании с 1993 года. Он был депутатом Государственной Думы, членом Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам, затем стал членом Совета Федерации. Модератор встречи Павел Степанов отметил, что сенатор прекрасно знает устройство Федерального собрания, близко знаком с работой как верхней, так и нижней палаты в РФ, а значит, сможет прокомментировать, почему у людей сложилось мнение о том, что законодательная власть на сегодняшний день является фикцией, нежели реальным противовесом исполнительной власти, и почему Государственную Думу считают печатающим станком правительства.


На поставленный вопрос Виталий Шуба ответил однозначно:

«Это не перетягивание каната, не соревнование кто лучше потянет, и какая команда победит. Есть Конституция РФ, где четко расписаны полномочия исполнительной и законодательной власти, в том числе и палат парламента РФ. Основная задача законодательной власти – разработка эффективных законопроектов. За 2017 год за мной заявлено 10 законодательных инициатив, 5 из них на сегодняшний день являются законами РФ. Каждая из сторон власти обсуждает законопроект, имеет свои аргументы на этот счет, затем находится тот самый верный вариант, который далее становится законом. Чтобы провести законодательную инициативу необходимо убедить как минимум 226 депутатов проголосовать «за», а после того, как Дума «отпечатала» законопроект, необходимо чтобы свою печать поставил Совет Федерации, а на финальном этапе президент РФ должен закрепить всё это подписью и, опять-таки, печатью».




Закон «О монетизации льгот»

Развивая мысль об инициативах сенатора, позже ставших законами, член «Клуба Публичной Политики» Роман Труфанов попросил Виталия Шубу, как одного из авторов инициативы, дать оценку работы закона «О монетизации льгот». Сенатор Иркутской области рассказал гостям встречи о процедуре прохождения закона и сложностях, связанных с ним.

«В период 90-х годов, когда формировалось новое российское законодательство, председатель правительства отменил нормативный акт Совета народных комиссаров советского периода. Мы жили по советскому законодательству и параллельно создавалось новое российское законодательство. При этом полномочия и ряд законов расписывались на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Если говорить про льготы прямо, за льготы для ветеранов отвечал и федеральный центр, и регион и муниципалитет, а в результате основной задачей было синхронизировать все ветви законодательства. Изменения были внесены в 154 федеральных закона. Есть такая процедура: в первом чтении принимается концепция. Концепция была принята, затем были серьезные дебаты, после было второе чтение, где проходила работа над текстом, принятом в первом чтении – подача поправок. Было подано порядка 10 тысяч поправок, далее по каждой поправке определяли, что с ней делать», – объяснил Виталий Шуба.


Повышение тарифов электроэнергии: быть или не быть?

Участники встречи не остались равнодушны к проблемам промышленных городов Иркутской области. На данный момент муссируются слухи о повышении тарифов на электроснабжение. Иркутская область не просто так имеет низкие тарифы на электроэнергию. Это связано с каскадом ГЭС, на возведение которого свои жизни и здоровье положили многие жители, а кроме того, от строительства ГЭС возникли экологические проблемы, такие как затопление плодородных земель на северных территориях области. Виталию Шубе был задан вопрос: «Необходимо ли лоббировать законодательный акт, который гарантировал бы определенные льготы в пользовании электроэнергией для населения Прибайкалья?».

Гость заявил, что сегодня алюминиевая отрасль находится под серьезным международным давлением. Вследствие чего, финансовое положение компании ухудшается, но от этого не должны страдать жители региона. Виталий Шуба отметил, что есть масса иных способов (кроме повышения тарифов) как можно поддержать Русал.




Сверхцентрализированная финансово-экономическая система России: а нужно ли с этим бороться?

В рамках встречи, профессор БГУ Сергей Чупров задал вопрос: «Согласитесь ли вы с тем, что сейчас финансово-экономическая система в России сверх централизована? Большинство средств отправляется для налоговых выплат с региона в Москву, некоторые руководители муниципальных образований не согласны также с распределением налоговых и финансовых поступлений в целом. Иркутская область – регион донор, который больше отдает, нежели получает с федерального центра. Необходимо ли бороться с такой системой и к чему это может нас привести?»

Отвечая на вопрос, Виталий Шуба заявил, что с подобной системой желательно не бороться, поскольку все установленные налоговым законодательством платежи рационально распределены по уровням бюджетной системы, либо по уровням власти как федеральные, региональные и муниципальные налоги соответственно. Такое распределение существует для того, чтобы региональных и муниципальных налогов было достаточно для регионов с высоким налоговым потенциалом, в том числе и северных районов РФ.

«Нельзя индивидуально применять нормативы по налогам, поскольку это приводит к нарушению конституционных норм. Существуют другие механизмы, которые позволяют наполнять бюджет соответствующими ресурсами – это межбюджетный трансфер, субсидии и дотации. Что касается «донорства» Иркутской области – существуют разные теоретические подходы к этому вопросу, но я не буду развивать эту мысль, может быть, в будущем мы посвятим отдельную встречу межбюджетным отношениям. Изменялось несколько налоговых законодательств. Два года назад был выбран так называемый налоговый маневр: была увеличена ставка налога на добычу полезных ископаемых. Это федеральный налог, поэтому НДПИ поднимается и в целом налогооблагаемая база в Иркутской области увеличилась, при этом, поступление в региональный бюджет было снижено. Важно рассматривать на уровне регионального законодательства что сделать для того, чтобы в большей степени за счет собственных налогов формировались доходы муниципалитетов», – отметил сенатор. 



Текст: Анастасия Беломестных

Фото: Таисия Скороходова

comments powered by HyperComments
23 Июня 2018

Круглый стол, посвящённый политической журналистике в России

19 июня в co-working «inLermontov» состоялся круглый стол «Клуба Публичной Политики» по теме «Политическая журналистика: есть ли настоящее и...
30 Мая 2018

Подробный отчет КПП о встрече с Сергеем Левченко

28 мая в галерее «Революция» был открыт сезон встреч «Клуба Публичной Политики» в новом формате. Встреча прошла в формате телепрограммы и тр...