29 Ноября 2017
Явка обязательна

О голосовании нового поколения в марте 2018 

До официального объявления выборов ещё около трёх недель, а все причастные уже готовятся к 18 марта. Главному голосованию в стране. 

Сравнение выборов Президента РФ с любыми другими выборами в стране в контексте прогнозирования явки, даже если речь идет о выборах глав регионов, было бы некорректным. Впрочем, это к лучшему. Потому что если регион с самой высокой явкой на последних выборах глав регионов 10 сентября 2017 года Мордовия показала 81,9 процента, то идущая следом за ней в рейтинге Саратовская область отметилась 54 процентами, что на порядок меньше того показателя, который ждут от выборов Главы Государства. Впрочем, сравнивать их не стоит еще и потому, что единый день голосования второе воскресенье сентября в принципе не нацелен на то, чтобы большинство избирателей дошли до избирательных участков. Агитационный период приходится на сезон отпусков, а сам сентябрь – это «сезон картошки», когда те, кто должен голосовать предпочитают проводить воскресенье на дачах или на природе. В марте же, во время президентской кампании избиратели в большинстве своем будут находиться по месту жительства, а значит, агитация дойдет до тех, на кого она направлена, а они, в свою очередь, с большей вероятностью дойдут до избирательных участков. 

В кулуарах уже давно говорят про необходимость обеспечить 70% явку на предстоящих выборах. При этом в 2012 году явка составляла 65,34% (один из самых низких показателей для выборов главы государства в истории современной России). И не смотря на важность события, на благоприятный выбор месяца для голосования и подогревание интереса к выборам свежими оппозиционными кандидатами с каждым разом голосует все меньше людей. 

Вывод о том, как выполнять установку и добиться желаемого процента напрашивается сам: на избирательные участки нужно привести тех, кто традиционно не голосует - молодёжь. 


В преддверии марта каждая политическая сила избрала свой путь работы с возможно самой сложной аудиторией - молодым избирателем. 

И пока социальные сети фактически монополизировал "кандидат в кандидаты" Алексей Навальный, парламентские партии и околополитические движения отдают предпочтение реальному контакту с избирателем. Они проявили невиданную активность по привлечению в свои ряды молодых сторонников, формированию новых молодежных организаций и укреплению старых. 

Очень логично вписывается сюда череда многочисленных конференций и форумов, проходящих на региональном и федеральном уровне. 

Если в Иркутске только что прошел городской молодежный форум при мэрии, то в Москве 20 - 21 ноября состоялся всероссийский молодежный форум при Государственной Думе, который планируется сделать ежегодным. Форум собрал порядка 450 молодых и политизированных, а если называть вещи своими именами, то это были несколько сотен лидеров мнений среди молодежи со всей страны. 

Безусловно, все эти мероприятия по работе с новым поколением полезны и для молодежи, и для имиджа властей. 

Планомерная работа с молодой аудиторией - самый правильный способ повысить явку на выборы. Но этой работы может быть недостаточно для получения желаемого результата. 

Так выборы 2017 года фактически стали полигоном для отработки методов привлечения избирателя. 

В ход шло все - от банального подкупа до лотерей. 

Самый избитый способ - торговля на избирательных участках - был применен практически повсеместно, так же, как и традиционная выдача подарков от территориальных избирательных комиссий впервые проголосовавшим 18-летним.


Если говорить о кейсах по привлечению преимущественно молодой аудитории, то один из самых известных и массовых - это запущенный в нескольких регионах проект «Голосовач». Суть проекта в том, что, придя на выборы, сделав селфи и выложив его в социальную сеть, автор селфи становился участником розыгрыша ценных призов. 

В Свердловской области на выборах главы региона всем пришедшим выдавался флаер, позволяющий принять участие в лотерее с такими главными призами, как квартира и автомобиль.

Омичи не стали раздавать квартиры, а вместо этого сосредоточились на действительно молодой аудитории и всем проголосовавшим выдавали билет на концерт рэпера L'one. Бесплатное выступление организовали прямо в день голосования, причём нигде, кроме избирательного участка билет достать было нельзя.

Один из самых интересных кейсов кампании - это мобильное приложение сайта знакомств "мамба" с тематическим названием «Вместе на выборы». Пользователям приложения предлагалось найти себе пару, встретиться в единый день голосования на выборах Губернатора и вместе проголосовать.

Очевидно, что арсенал методов, используемых для повышения явки, и уже отработанных на кампании сентября 2017 огромен.

Соответственно, хорошая работа политконсультантов совместно с властями и региональными отделениями партий с высокой вероятностью сможет гарантировать необходимый процент проголосовавших. 

Итак, явка будет. Но хорошо ли это в контексте того, что высокая явка воспринимается исключительно как инструмент легитимизации результата выборов. 

В идеальной избирательной кампании единственно возможный способ повышения "сознательной" явки и мотивирования избирателя - это конкуренция. Конкуренция кандидатов, их кампаний, из стратегий, их программ, их команд.  


Семьдесят, даже восемьдесят процентов проголосовавших - это не сознательные и ответственные граждане с сильной гражданской позицией, сделавшие свой выбор с осознанием того, что они выбирают будущее страны то, какой страна будет для их детей и внуков. Часто, это те, кого привели на участки политтехнологии. Это те, кто не верит в институт выборов, те, кто хотят выиграть в лотерее, те, кто ставят галочку наугад, вместо того, что бы вдумчиво анализировать программные тезисы каждого кандидата и принимать решение только потом. 

При этом яркая и скандальная кампания не является гарантией высокой явки, что можно увидеть на примере Томской области, где борьба за пост главы области, развернувшаяся между ВРИО Жвачкиным и депутатом ГД Диденко, смотивировала дойти до избирательный участков лишь порядка 26% томичей и жителей области. 

Легитимность была и остаётся самым главным критерием оценки выборов. Если естественная явка молодёжи - это то, над чем можно и нужно работать, то, что сделает выборы максимально честными, то искусственная явка тех, кто пришёл на УИК с любой другой целью, кроме как голосование за своё будущее, не делает выборы сколько-нибудь легитимными. И если молодёжь нужно привести на избирательные участки, делать это необходимо планомерно, знакомя этот сложный электорат со своей программой, встречаясь на митингах, выступая на дебатах. 

Высокая явка хороша только тогда, когда она естественна. В остальных случаях это слабый инструмент легитимизации определённых решений.    



comments powered by HyperComments
26 Сентября 2017

Четыре особенности медиапространства на прошедших выборах

19 сентября в зале заседания Ученого совета ИГУ прошел круглый стол, посвященный итогам единого дня голосования 2017 года в Иркутской област...