26 Сентября 2017
Четыре особенности медиапространства на прошедших выборах

19 сентября в зале заседания Ученого совета ИГУ прошел круглый стол, посвященный итогам единого дня голосования 2017 года в Иркутской области. Организатором мероприятия выступил «Клуб Публичной Политики». Публикуем выступление Сергея Шмидта на тему: «Особенности медиапространства на выборах 2017 года».


Так уж жизнь устроена, что политтехнолог знает про выборы, но молчит, ему профессия не позволяет говорить откровенно. Политолог ничего не знает, но говорит, потому что его профессия в этом и заключается. Я попробую сказать пару слов не о том, что я знаю или нет, а про то, что находится на поверхности.

Хотя, честно сказать, очень интересны некоторые моменты прошедших выборов. И интересно даже не то почему был выдвинут господин Гоголев. Я так понимаю, что это тайны «серого дома», которые мы никогда не узнаем. Но мне гораздо интереснее, кто убедил губернатора вложиться личностно в эту кампанию в Шелехове. Потому как в любом политологическом учебнике прописано, что первое лицо региона должно заниматься такими вещами со стопроцентной уверенностью в победе поддерживаемого кандидата. Та же самая история в городе Усолье-Сибирское.


Возвращаясь к теме своего повествования, я про медиа скажу только 4 основных момента, которые действительно являются отчасти уникальными для нашего региона.

Во-первых, на наших глазах случилась уникальная медийная кампания, в ходе которой все участники объявили себя победителями. Скромнее всего ведет себя «Партия Роста», которая избрала мэра Вихоревки, хотя она один из главных неожиданных бенефициаров этих выборов. На мой взгляд, безусловно, по очкам победила «Единая Россия», но если судить по информационной кампании, организованной КПРФ, то победили коммунисты. Это одно из правил политической игры, если нет абсолютного поражения, то нужно выдавать его за победу. Именно это мы сегодня и наблюдаем.

Второй момент связан с тем, что у нас за последние годы произошло минимум две кампании с непредсказуемыми результатами, когда большинство наблюдателей и экспертов не предсказывали результат. Я имею в виду выборы мэра г. Иркутска в 2010 г. и выборы губернатора Иркутской области в 2015 году. У нас сложилась такая своеобразная ситуация, что люди, занимающиеся технологиями на просторах Интернета, очень удачно этим воспользовались и очень грамотно объясняют заказчикам, что во многом подобный неожиданный яркий результат выборов – это следствие хорошей работы в Интернете. Я это наблюдал на примере новой мэрии Кондрашова, там действительно складывалось ощущение, что иркутский Интернет выбрал Кондрашова. Тем более тенденция усилилась после губернаторских выборов.

Я выскажу осторожное предположение (это к вопросу о мотивации избирателей), связанное с тем, что мы все-таки не до конца знаем, как и по каким причинам голосует большинство избирателей. Мое предположение будет связано с тем, что «Facebook» ходит на митинги, а не на выборы. На выборы все-таки люди ходят из-за хорошей «раздатки» и непосредственной работы кандидата с избирателем.

Третья особенность. Люди, занимающиеся информационной политикой при Сергее Георгиевиче Левченко, страдают патологическими формами «фейсбучной зависимости». У них в голове сидит установка: любыми средствами отвоевать «Facebook» для губернатора. И это при том, что профессиональные политтехнологи справедливо говорят, что голоса добываются в «Одноклассниках», «Вконтакте». Где угодно только не в «Facebook». Никого еще там не удавалась переубедить, там можно только поссориться. Мне кажется прогубернаторский «Facebook» был увлечен этим летом информационными кампаниями против Брилки и Семенова, это была главная тема.

И наконец, четвертый момент. Тут я выскажусь как университетский преподаватель, общающийся со студентами, которые на низовом уровне работали на прошедших выборах. «Viber» стал инструментом реального извлечения голосов, в том числе в малых поселениях. Наступила эпоха «Viber»-групп в Иркутской области. Наступила мессенджер революция, как инструмент политтехнологий.


comments powered by HyperComments
29 Августа 2017

Перспективы кампании Алексея Навального и политического протеста в России

В эту субботу мне посчастливилось попасть на лекцию известного политолога Валерия Дмитриевича Соловья, который славится своими точными прогн...