18 Апреля 2017
Система «Платон» имеет две составляющие: экономическую и политическую

Старший научный сотрудник ИСЭМ СО РАН, кандидат физико-математических наук, доцент заведующий кафедрой математической экономики ИГУ


Рискну оказаться в меньшинстве, но внедрение системы «Платон» имеет две составляющие: экономическую и политическую. И, как ни странно, с экономической все относительно приемлемо.

Приведу аналогию: вы согласны, что пенсии в России слишком малы? Подавляющее большинство ответит «Да». При этом пенсия в России оставляет больше трети среднестатистической зарплаты, что сильно больше аналогичной доли даже в Европе (если не брать Норвегию и Швецию), не говоря про США (помним: мы говорим про отношение, а не номинал) и Юго-Восточную Азию (во вполне развитой Южной Корее государственные пенсии вообще отсутствуют). Если кто-то хочет получать больше, то кто-то должен платить больше. Все готовы к увеличению налогов?

Аналогично и с дорогами – вы хотите качественные дороги? На это нужны деньги, которых в условиях кризиса в бюджете недостаточно. Если вы хотите увеличения расходов, кто-то за это должен платить.


Еще один провокационный вопрос: дорогой ли в России бензин? Большинство, не задумываясь, ответят положительно. А особенно просвещенные приведут в пример Венесуэлу и Туркменистан. Но за последнюю дюжину лет (с 2005-го) бензин подорожал менее, чем вдвое, притом, что в среднем цены возросли в 3 с лишним раза, а средние номинальные зарплаты (несмотря на нынешние проблемы) почти в 5 раз. Бензин был гораздо дороже и в России в относительно недавнем прошлом, он же в разы дороже и в не столь богатой Турции или Чехии, и в нефтедобывающей Норвегии. Логично собирать деньги в бюджет через акциз на бензин? Я считаю, что да. Это гораздо лучше для экономики, чем, скажем аналогичное повышение налогов на бизнес.

Соответственно, и плата за тонны (со всем пониманием потенциального увеличения транспортных издержек и цен товаров) – это возможный механизм сбора средств с тех, кто привносит отрицательные экстерналии – тяжеловесы действительно негативно влияют как на дорожное покрытие, так и на ситуацию с пробками и аварийностью (все помнят «паровозы» на Култукском тракте?)


Но здесь вклинивается вторая составляющая: кто является оператором, на каких условиях, сколько собирается и на что тратится собранная сумма. Начнем с первого вопроса: никакого конкурса, аукциона или иной процедуры выбора не происходило – оператором была директивно назначена компания Игоря Ротенберга «РТ-инвест транспортные системы». Система реализуется за круглую сумму в 10,6 млрд руб. в год, что составляет более 25% от планируемой в размере 40 млрд руб. ежегодной суммы сборов в дорожный фонд и почти половину от реально собранных за 2016 год 22 млрд руб. Это несопоставимо выше типичных расходов на сбор налогов (содержание налоговой составляет менее 1% собираемых ее средств), а значит, либо невероятно неэффективно, либо наполняет в первую очередь не бюджет, а вполне определенные карманы. Для каких иных целей вводить столь дорогостоящий (не в абсолютном выражении – сумма в среднем 16 руб. в месяц на человека, даже полностью перенесенная на потребителя, не задавит и бедные слои населения, а в относительном!) побор?


Что можно было сделать? Устроить прозрачный конкурс (что и предполагалось первоначально) – на западе ведь система работает, и довольно эффективно. Возможно, иные операторы бы такими и оказались. Использовать альтернативный механизм сбора средств с перевозчиков – например, через дополнительный акциз на дизельное топливо. Наконец, просто пренебречь внешними эффектами и просто собрать средства через НДС – такое тоже бывает, когда высокие постоянные издержки некоторого механизма не позволяют его применить (несмотря на все плюсы конкуренции, вторую железную дорогу параллельно Транссибу тянуть не стоит!)

Кстати, неэффективные налоги, затраты на сбор которых зачастую превышали сами сборы, были не так давно – в России 90-х и только «Кудринская» реформа двухтысячных упразднила большую часть из них. Но, к сожалению, всё повторяется.


comments powered by HyperComments
21 Апреля 2017

Обзор источников о партиях и идеологических течениях в современной Европе

Проследить политические партии и идеологические течения в современной Европе, особенно в странах-членах Европейского Союза (Евросоюз)...
16 Апреля 2017

Публичные мероприятия против террора должны быть по зову сердца

Помню, как-то французского врача взяли в заложники где-то на Востоке, и миллион жителей Парижа вышли на площади с плакатами «власть, ты долж...