16 Ноября 2016
Роскоши - больше, меценатства – меньше

Международный благотворительный фонд CAF опубликовал ежегодный рейтинг благотворительности (World Giving Index). В нем Россия поднялась на три строчки и заняла 126-е место. Позиция страны в рейтинге зависит от трех показателей — числа жертвующих в благотворительные организации, числа волонтеров и числа помогающих незнакомым людям. Лидер рейтинга — Мьянма, где в благотворительности участвуют более двух третей всего населения. Следующие места занимают США, Австралия, Новая Зеландия и Шри-Ланка. На последнем, 140-м месте, находится Китай.

Если в 2014 году пожертвования в НКО совершали 9% россиян, то в 2015 — уже 18% российских граждан, это более 21 миллиона человек. Однако, эксперты отмечают, что двукратный рост можно объяснить только проведением опроса в месяц Рамадан. Так что цифры фактически не изменились. Несмотря на сложное положение Российского некоммерческого сектора после принятия так называемого закона «О иностранных агентах», россияне, как мы видим по цифрам, не спешат на помощь НКО. Так что дополнительные расходы на поддержку гражданского общества берет на себя инициатор закона – государство, увеличивая суммы грантов на проекты. Но это логично и справедливо.

Можно ли сослаться на кризис в экономике как причину стагнации желания многих Россиян поддерживать НКО. Думаю, нет. Делятся и помогают в основном люди обеспеченные или компании их представляющие. В то время, когда общая покупательская способность и уровень жизни падает, данная «обеспеченная» прослойка общества свои потребности сокращать не собирается. Даже наоборот. Простой и наглядный пример: Росстат сообщает, что интерес россиян к дорогим авто в кризис резко возрос. Так, объем продаж люксовых автомобилей в первом полугодии 2016 года составил 675 единиц — это на 24,5 процента больше, чем за аналогичный период 2015 года.https://lenta.co/rossiyane-stali-pokupat-bolshe-lyuksovyh-mashin-177623. А это как раз те люди, от которых некоммерческий сектор ждет поддержки для возможности комфортно и качественно работать. А потенциальные спонсоры улучшают комфортность своей пятой точки. Такие процессы ведут еще к важному последствию – усилению социального неравенства. Подобная статистика лишь демонстрирует усиление разрыва в доходах. И следствие- у рядовых россиян, которые поддерживают (в гораздо более меньших объемах) НКО пропадает мотивация заниматься подобным. Зачем я буду отдавать часть своего дохода, если те, кто владеют 90% всех ресурсов, это делать не торопятся?

Но далеко не все бизнесмены и компании не хотят заниматься поддержкой. Многие делают это и жертвуют немало. Но для них также нужна мотивация. И создает ее всеми любимое государство. Правда о эффективности таких стремлений властей можно спорить много и долго. Одно понятие «социальная ответственность бизнеса» многих коммерсантов приводит в ужас. Из уст многих из них доносится мнение, что такого рода инициативы – это просто перекладывание ответственности государства на бизнес. Так что и в этом направлении предстоит пройти еще долгий путь выстраивания отношений, которые сегодня называют государственно-частным партнерством.

И вновь мы можем наблюдать замкнутый круг, как вокруг многих проблем в нашей стране. Но вопрос решаем. Кстати, в первую очередь силой и грамотным позиционированием самого гражданского общества.


comments powered by HyperComments
28 Декабря 2016

Каналов коммуникации должно быть больше

На сегодняшний день во власти на всех уровнях сложился явный запрос на создание новых и эффективных каналов коммуникации с обществом. Причин...
13 Ноября 2016

Готовь ведьму осенью, а тыкву весной

В конце октября, возможно, в связи с приближением Хэллоуина, возникла некоторая тревожность, связанная с вероятной «охотой на ведьм» в росси...